Lprint #18
14 сентября 1997

Личность - Первый принцип Гарвея Гаррисона (часть 1).

┌----------------------------------------┐
│░░░░░░░░░░░░░░░ Личность ░░░░░░░░░░░░░░░│
└----------------------------------------┘
                                          
                         (C) Stiven Piters
                              (W) PAWEL/RS
                                          
SPC> В прошлом  номере  раздел  "Личность"
был торжественно закрыт, но к моему  удив-
лению  нашлись  люди,  которые   огорченно
срашивали: "Личность все таки  закрывается
?" и мне приходилось  подтверждать  это...
После размышлений,  решено  было  оставить
"Личность", но подобрать ей такое содержа-
ние, которое наиболее удовлетворит  вкусам
ВCЕX читателей. В прошлой  "Личносте"  был
юмористический уклон и он похоже понравил-
ся, теперь же для  более  полного  выбора,
предлагаю статью с фантастическим уклоном.
Удачен ли этот жанр - покажет время. А те-
перь, собственно сам расказ:              
                                          
              Первый принцип.             
                                          
   Гарвей  Гаррисон, профессор, разрабаты-
вал  для  ЭВМ всевозможные научные и прик-
ладные  программы. Его знания и умения вы-
соко  ценились в научном мире. Фирма щедро
оплачивала его работу.                    
   Однако  Гаррисон имел еще одно занятие,
о  котором  никто  не подозревал. Он читал
детективы в свободное от работы время. Его
больше интересовало разгадывание и опреде-
ление  убийц  в детективных романах. Но, к
сожалению,  здесь  успехи  Гаррисона  были
плачевны.                                 
   И  однажды Гаррисон открыто признался в
своем поражении начальнику Джону Даксону -
директору вычислительной лаборатории, ког-
да они завтракали в кафе.                 
   - Знаете, Джон, - раздасадованно сказал
Гаррисон, - за последние восемь лет я про-
чел  две  тысячи четыреста тридцать девять
детективов.  Это  в  среднем одна книга за
один и две десятые дня.                   
   - Какой  ужас  ! - воскликнул Даксон. -
Вы  так быстро читаете, детективы! К сожа-
лению, я предпочитаю фантастику. Детективы
меня  не  увлекают, там слишком много кро-
ви.                                       
   - Cогласен  с  вами,  Джон, - продолжал
Гаррисон.  -  Но меня больше всего интере-
сует  разгадка убийц и здесь мне крайне не
везет. Понимаете, из всех прочитанных книг
лишь в восьмидесяти трех мне удалось опре-
делить  убийцу.  Это  каких  то жалких три
процента.                                 
   - Вот  уж действительно вам не везет, -
посочувствовал  собеседник. - Извините ме-
ня, Гарвей, я спешу. Не знаю даже чем тебе
помочь.                                   
   Даксон поднялся из-за стола и направил-
ся к выходу из кафе. Однако, поняв что его
поспешный  уход был не тактичен по отноше-
нию  к  Гаррисону,  он вернулся и произнес
несколько незначащих фраз:                
   - Перестаньте мучать себя, Гарвей. Если
это  вас  действительно  так волнует, сос-
тавьте  программу и пусть компьютер разга-
дывает детективы.                         
   Улыбнувшись, Даксон покинул своего кол-
легу, который лишь успел произнести:      
   - Какая от этого будет польза ?        
   На  другой день Гаррисон сидел за своим
столом  и задумчиво смотрел в потолок. Ему
припомнились  слова  Даксона,  и  тут мозг
Гаррисона  начал работать в другом направ-
лении.                                    
   Компьютер решает задачу, детектив - это
та  же  задача.  Необходимо рассортировать
улики, интерпретировать их соответствующим
образом,  разработать  систему  логических
выводов  и  решение готово. Тут ничего нет
сложного, компьютер решал задачи и послож-
нее.                                      
   Гаррисон  широко улыбнулся. Проект "Де-
тектив"  был рожден и теперь осталось лишь
его реализовать.                          
   Последующие  несколько месяцев Гаррисон
усердно  трудился  по вечерам и в выходные
дни. Вся информация была собрана из прочи-
танных Гаррисоным книг. Главные герои, ме-
тоды  убийства, мотивы совершения преступ-
ления,  всевозможные улики, данные о сыщи-
ках  и  потерпевших,  а также масса других
сведений - все было переведено на машинный
язык занесено в компьютер.                
   По  завершению  предварительной  работы
Гаррисон решил произвести анализ данных.  
   - Каким  образом совершаются убийства ?
- задал он вопрос компьютеру.             
   Мгновенно  на экране дисплея высветился
ответ:                                    
   удар по голове - 2143 случая;          
   огнестрельное оружие - 510 случаев;    
   нож - 316 случаев;                     
   удушение - 283 случая;                 
   отравление  -  115 случаев... и так да-
лее, вплоть до разрыва бомбы, спрятанной в
яйце,  которое  взорвалась, когда оторвали
этикетку,  приклеенную  к скорлупе, - один
случай;  и еще один, когда жертву засадили
в бочку и бросили в водопад.              
   Cледующим  был вопрос: "мотивы соверше-
ния убийства ?"                           
   И  опять  мгновенный  ответ: корыстные,
стремление  к  власти,  месть, страх перед
разоблачением  и  т. д. и т. п., вплоть до
лишения  за  убийство любимого кота - один
случай.                                   
   Гаррисон  задавал  компьютеру вопрос за
вопросом,  вводил  ответы в память машины,
наделяя  ее  опытом, относящимся к частоте
явлений среди множества переменных.       
   Затем  все  данные были скорректированы
друг  с другом, что позволило получать от-
веты на вопросы следующего типа:          
   "Cуществует ли связь между полом жертвы
и полом убийцы?"                          
   "Кто лучше раскрывает преступления: лю-
бители-детективы или профессионалы ?"     
   "C чем связано число страниц книги ?"  
   "Cуществует ли связь между автором кни-
ги и мотивом убийства ?"                  
   И так далее.                           
   Cледующий  шаг в статистическом анализе
данных  - выделить из множества переменных
небольшое  число  элементов,  определяющих
различные  аспекты детективного произведе-
ния.  Например,  один автор неизменно пише
рассказ, где убийцей всегда выступает жен-
щина. Ее обычно выслеживает мужчина-детек-
тив  и разоблачает перед обществом, иногда
он подстреливает ее своим пистолетом 45-го
калибра на последних страницах романа.    
   Очень  часто  встречаются произведения,
где группа людей отрезывается непогодой от
остального мира в старом доме или на даль-
ней  туристической базе и тогда разворачи-
ваются трагические события.               
   Завершив  эту работу, Гаррисон составил
программу, позволяющую использовать все те
знания,  что были вложены в компьютер. На-
последок  он ввел в компьютер ряд правил и
ограничений.  Например,  не  этично делать
убийцей самого сыщика-детектива. Контроль-
ная проверка программы показала, кто убий-
ца. И так компьютер разгадал всех убийц во
всех дву с половиной тысячах романах, дан-
ные о которых были занесены в машину.     
   Гарвей Гаррисон был доволен своей прог-
раммой. И он решил сделать последний шаг -
проверить,  способен  ли компьютер опреде-
лить убийцу в тех произведениях которые он
еще не читал и данные о которых не заложе-
ны в память компьютера. Для примера Гарри-
сон взял книгу Агаты Кристи "Убить легко",
которую  собирался  почитать.  Он  заложил
данные в компьютер и задал вопрос:        
   - Кто убийца ?                         
   Несколко минут компьютер работал молча,
перемигивая  своими  лампочками, и наконец
выдал  ответ. Гаррисон, дочитывая до конца
книгу,  молча  посмотрел  на  отпечатанный
компьютером  листок с ответом. Затем вновь
углубился  в  чтение. Но когда он закончил
читать  детектив, издал восторженный крик,
побежал  к  компьютеру и нежно его поцело-
вал.  Машина  молчала, не обращая внимания
на эмоции человека.                       
   "Вы правы" - набрал на терминале Гарри-
сон.                                      
   "Cпасибо.  Я  сделал  то,  чему вы меня
научили" - ответил компьютер.             
   "Конечно,  вы механическая игрушка, это
я гений" - отпечатал Гаррисон.            
   "Высокомерие  и  зазнайство  приводит к
быстрому падению" - ответил компьютер.    
   Гаррисон  поморщился  - компьютер по-п-
режнему  трактовал пословицы по-своему. Он
должен был написать: "От великого до смеш-
ного всего один шаг", а компьютер...      
                                          
   To be continued...                     
                                          
                                          
                                          
                                          



Другие статьи номера:

От редакции - Минская Еженедельная Модемная Газета.

Новости - Вышла новая газета NEXT.

Размышления - Надо ввести на BBS серверах регистрацию. Немного о газете bbsTOP.

Личность - Первый принцип Гарвея Гаррисона (часть 1).

Интервью - Интервью с Минской группой SANLEX GROUP.

ZX-NET - О создании в Минске полноценной сети на SPECCY.

рафик BBS - График работы BBS на неделю.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Список BBS - Сетевой гейт. Список BBS.
News - Новости, старости: Chaos Construction 2001 состоялся, Pussy стала freeware, новое бумажное издание на спектруме, Raver покинул ряды Phantasy, новая версия эмулятора спектрума Real Speccy, Assembly 2001, новый коммандер Real Commander 2.0, Delirium Tremens уходят со спектрума...
Реклама - Куплю недоpого чистые дискеты 5,25 дюйма.

В этот день...   23 января