Hacker #06
08 января 1997

Дискуссия - Хакать игры плохо, а конвертить и портировать игры Хорошо?

<b>Дискуссия</b> - Хакать игры плохо, а конвертить и портировать игры Хорошо?
 0 правах и не только... (крик души)                 .ДИСКУССИЯ 
                                                                
 Данную статью я посвящаю кодерам, которые пишут свои  игрушки  
и сильно прут на авторские права. Надеюсь,  что  данный  текст  
попадет за пределы Нижнего Тагила.                              
                                                                
 В этой текстовочке, я постараюсь прояснить смутные  базары  и  
слухи насчет всяческих авторских прав на програмное  обеспече-  
ние.                                                            
 На мой взгляд,наезды на хакеров на счет программного  обеспе-  
чения выглядят довольно странно. Не буду указывать ни на  кого  
пальЦем, но назовите мне хоть одного синклериста,  у  которого  
нет ни одной западной программы? Я на  100  проЦентов  уверен,  
что у каждого есть хоть одна. И она наверняка  свободно  копи-  
руемая. То есть если рассуждать в  соответствии  с  авторскими  
правами, то уже около полсотни западных фирм производящих,  ой  
простите, я хотел сказать ПРОИЗВОДИВШИХ, софт для SPECCY,  мо-  
гут предъявить свои авторские права каждому второму синклерис-  
ту. При всем при этом западные фирмы наверняка имеют  соответ-  
ствующие документы, утверждающие их авторские права. При  всем  
этом даже переделка загрузчика на  бейсике  под  TR-DOS  может  
считаться нарушением авторских прав.                            
 Что же я вижу насчет софта написаного нашими программистами?!  
В прогах я вижу надписи типа "данная разработка охраняется за-  
коном об авторских правах". Но я не вижу ссылки  на  документ,  
который подтверждает то, что  разработка  действительно  охра-  
няется законом. Ну конечно, кто рискнет ссылаться на  несущес-  
твующий патент? Для сравнения приведу вам игру PRINCE 128, на-  
писанную неплохим программером Никодимом. Чесно  говоря  я  не  
помню, были ли базары насчет авторских прав в  этой  игре,  но  
если бы Никодим попытался реально запатентовать эту  игру,  то  
он столнулся бы с некоторыми вещами. Во первых, в конторе, ко-  
торая занимается патентами на софт (я не уверен, что она  воб-  
ще существует) он бы столкнулся с  первой  проблемой,  там  бы  
стояла IBM РС. Ну многие скажут, что есть эмуляторы. Ну допус-  
тим, что что ему удастся  запустить  прогу.  Возникнет  вторая  
проблема в виде толпы видеоглюков (ну торопился Никодим,  нем-  
ного не доделал игру)  и  некоторых  несоответствий  эмулятора  
настоящему комперу. Потом возникает третья проблема. А  согла-  
совывал ли Никодим конвертаЦию игры  с  фирмой  производителем  
данной игры на РС?!                                             
 То есть ПРИНЦ по моему не выдержит такой проверки. Я не  хочу  
сказать, что я ярый противник авторских прав,  просто  я  ста-  
раюсь смотреть на все более-менее РЕАЛЬНО. Я не хочу этим ска-  
зать, что ПРИНЦ на SPECCY плохая игра, я и сам в нее  играл  с  
удовольствием, просто я ее привел в пример.                     
 Теперь о комперах. Ребята, все мы пираты!!! Мы все работая на  
отечественных SPECCY нарушаем права производителя SPECCY, ува-  
жаемого всеми Синклера!!! Ну может и не Синклера, а вот  права  
фирмы Амстрад (если не  ошибаюсь),  мы  нарушаем  точно.  Нас-  
колько я знаю,  Синклер  передал  ВСЕ  права  по  производству  
SPECCY фирме Амстрад, которые (как я думаю) принадлежат ей  до  
сих пор. Так что давайте все выкинем свои  комперы  и  побежим  
искать фирменные SPECCY (с резиновой клавиатурой),  а  впереди  
всей толпы будет бежать Юрий  Матвеев  (журнал  SPECTR0F0N)  и  
кричать: "У хакера нет хакерских прав!!! Барри из EMULATE  сам  
лично об этом мне написал!!!"...                                
 И при всем при этом в некоторых электронных изданиях  проска-  
кивают надписи типа "Хакеры могут быть полезные и вредные". Ну  
видимо полезные хакеры востанавливают порченные геймы, а вред-  
ные их ломают и запарывают?! Только вот по моему хакера  кото-  
рый восстанавливает геймы, нужно  назвать  PEAHUMAT0P0М.  Если  
применять жаргон принятый на РС. А мне кажется, что любого на-  
чинающего программера на SPECCY можно смело назвать хакером.    
 А  вот  хакер,  который  взламывает  защиту  только  с  Целью  
коммерческой  наживы,  вот это действительно вредный хакер, но  
даже это характеризует его как человека, а не как хакера. Ну а  
если    хакер    взламывает   программу   из   принЦипа,   или  
самоутверждения, или скажем из спортивного интереса, то почему  
бы  и нет? А то некоторые компьютерные издания (опять не будем  
показывать  пальЦем)  считают похоже всех хакеров, кроме своих  
знакомых,   пиратами,  которые  только  и  ждут  когда  выйдет  
какое-либо новье и с криком "ура" и STS'ом наголо бросаются на  
корчащийся в предсмертных судорогах софт.                       
 Да и что тут говорить, все навороченные кодеры на SPECCY  на-  
чинали со взлома защит и ковыряния в чужом коде. А теперь  эти  
же кодеры гонят на хакеров, которыми сами и являлись в недале-  
ком будущем и при этом обвиняют их во всех смертных грехах.     
 По моему уже давно нужно понять, что  если  охота  заработать  
деньги на софте, нужно ставить крутую защиту типа  Медноногов-  
ской НЛО-1 и НЛО-2. Иначе на SPECCY не выйдет. Все равно  най-  
дется человек, который вскроет защиту и раскопирует софт  всем  
знакомым. Просто нужно за время вскрытия защиты успеть распро-  
дать свою программу. Только не думайте, что я  сторонник  этой  
тактики, просто я констатирую факт. А  если  на  SPECCY  будут  
приняты авторские права как на РС (в чем я сильно сомневаюсь),  
то тогда придется пересадить половину SPECCY WORLD'а.           
 Еще очень интересно читать всякие SCR0LL'ы, в  которых  пере-  
даются друг другу приветы сомнительного качества. В  некоторых  
изданиях (опять не буду показывать пальЦем) дело доходит  даже  
до прямых угроз и до прямых оскорблений (хотя  и  с  компенса-  
Цией морального ущерба). Хотя надо признать, что по  сравнению  
с 1994 годом в данный момент профессионализм SPECCY программе-  
ров увеличился на порядок. Да и ругательств в SCR0LL'ах  стало  
меньше намного.                                                 
 И еще, уважаемые кодеры. Не  требуйте  от  хакеров  и  юзеров  
мгновенно стать культурными, ну поймите вы, что так просто это  
не сделать, ну не можем мы взять и так просто стать  классными  
ребятами соблюдающими авторские  права  и  покупающими  только  
фирменный софт, ну не можем мы сразу прекратить писать  крити-  
канские письма (кстати, я уже прекратил) в редакЦии  электрон-  
ных журналов и электронных газет и стать культурными пользова-  
телями.                                                         
 То были мысли вслух о проблемах, которые Цепляют каждого  че-  
ловека, который занимается SPECCY.                              
                                                                
**************************************************************  
                                                                
 Теперь побазарим о другой  философской проблеме, это разнооб-  
разные 0С...                                                    
 Последнее время на рынке (хотя этот рынок больше на  барахол-  
ку смахивает) программного обеспечения появляются  разнообраз-  
ные 0С. Ну насчет разнообразия я конечно перебрал, но вот  по-  
говорить насчет этого дела стоит.                               
 Рассмотрению подвергнутся три 0С, на данный момент мне извес-  
ные. Это СР/М, TR-DOS, IS DOS. СР/М будет рассмотрен  ПРОФСКИЙ  
(в смысле PROFI).                                               
 Ну  начнем с него. СР/М - это профессиональная 0С. По крайней  
мере, вроде это было написано в приложении к схемам PROFI. Да,  
СР/М    конечно    профессиональна,   а   как   ей   не   быть  
профессиональной  когда это почти MS-DOS на IBM РС. Что мы тут  
видим.    Компиляторы   языков   программирования,   текстовые  
редакторы,  копировщики,  просмотрщики  ну и куча всякой лажи,  
которая  профессионалу  нужна  как  рыбе ноги. На лиЦо попытка  
сделать из SPECCY IBM РС. К примеру графический редактор GRAND  
GR0IX.  Дизайн,  сервис,  поддержка  мыша  подключенного через  
RS232.  Короче  все круто, но вот тормозит. Проще нарисовать в  
ART  STUDI0  два  экрана, а потом конвертировать в СР/М. Та же  
история  и  с  WRITE  (текстовый  проЦессор),  все  круто и не  
тормозит,  а  вот  раскладка  расширенных клавиш на клавиатуре  
вобще изврат полный. Caps Lock это почему то Sym. Shift + Caps  
Shift.  Удобно  в  нем  можно  работать  только  с  IBM'овской  
клавиатурой.  Я  довольно  долго  сидел  на  нем, но все же не  
вытерпел   и  пересел  обратно  на  ZX  WORD,  в  нем  хоть  и  
возможностей  поменьше,  но удобства работы больше намного. Но  
все  же  в  СР/М  есть  положительные  стороны. Тот же WRITE к  
примеру  поддерживает  две  кодировки текста, альтернативную и  
K0I8  (если не ошибаюсь). Через СР/М можно напрямую общаться с  
MS-DOS и TR-DOS дисками, работать с винчестером, но опять же -  
все  это  только  через  СР/М.  Хорошо, что разработчики PROFI  
сделали  ПОЛНУЮ совместимость по портам с фирменным SPECCY, на  
PROFI  работают  практически  все  фирменные проги. Исключение  
составляет  общее поле памяти, но похоже в нашей стране SPECCY  
с раздельным полем памяти прекратил уже свое существование. Ну  
что  то  мой  базар  плавно  перетек  с  СР/М  на  архитектуру  
компера...                                                      
 TR-DOS, некоторые ребята утверждают, что TR-DOS это убыстрен-  
ный иммитатор магнитофона. Не буду с ними спорить, так  как  в  
их словах есть доля правды. Поговорим  о  недостатках  TR-DOS.  
TR-DOS жестко работает с файлами, то есть файл на диске нельзя  
разбить на части. К примеру MS-DOS  один  файл  может  разбить  
очень оригинально, начало поместить скажем в конеЦ диска,  се-  
редину вобще засовывает в начало диска, а  конеЦ  в  середину.  
При чтении такого файла дисководная башка  как  бешенная  дер-  
гается по диску стараясь едакий файл сложить в  одно  Целое  в  
памяти компьютера. Программа  по  этому  случаю  читается  до-  
вольно долго. Ну с винтом таких проблем конечно нет, там  ско-  
рость доступа повыше. Ну а TR-DOS при своей природной  тупости  
(да простят меня разработчики данной 0С) записывает файл  жес-  
тко, сектор за сектором. Пусть это будет недостаток TR-DOS, но  
я хотя бы из за  него  не  стал  бы  менять  свой  проверенный  
TR-DOS, на какую либо другую систему.                           
 В TR-DOS'е нет ключей. Простите, а вы  видели  INSULT,  когда  
сразу после RUN "INSULT" написать I LOVE C0DEBUSTERS  (возмож-  
но я немного не так написал, но просто  сейчас  уже  не  помню  
точно), загрузится скрытая часть? Это что мистика?! Или прояв-  
ления духов из потустороннего  мира?!.  Ключи  то  возможны  в  
TR-DOS, просто ими никто не пользуется. На мой  взгляд  TR-DOS  
хоть и хуже некоторых операЦионок,  но  она  намного  проще  и  
удобней в работе чем к примеру СР/М, и пусть даже это и  уско-  
ренный эмулятор кассеты.                                        
 IS DOS, лично у меня к этой системе отношение не  очень  лес-  
тное, но хорошо, что у меня хоть есть выбор  чем  пользоваться  
TR-DOS или IS DOS. Много говорить про систему эту не буду, так  
как боюсь, что мои слова превратятся  в  критиканство.  Просто  
напросто 0С как таковой там похоже нет. ВООТ позволяющий  фор-  
 В TR-DOS'е нет ключей. Простите, а вы  видели  INSULT,  когда  
сразу после RUN "INSULT" написать I LOVE C0DEBUSTERS  (возмож-  
но я немного не так написал, но просто  сейчас  уже  не  помню  
точно), загрузится скрытая часть? Это что мистика?! Или прояв-  
ления духов из потустороннего  мира?!.  Ключи  то  возможны  в  
TR-DOS, просто ими никто не пользуется. На мой  взгляд  TR-DOS  
хоть и хуже некоторых операЦионок,  но  она  намного  проще  и  
удобней в работе чем к примеру СР/М, и пусть даже это и  уско-  
ренный эмулятор кассеты.                                        
 IS DOS, лично у меня к этой системе отношение не  очень  лес-  
тное, но хорошо, что у меня хоть есть выбор  чем  пользоваться  
TR-DOS или IS DOS. Много говорить про систему эту не буду, так  
как боюсь, что мои слова превратятся  в  критиканство.  Просто  
напросто 0С как таковой там похоже нет. ВООТ позволяющий  фор-  
матировать диски нестандартно П0  M0EMY  нельзя  называть  0С.  
Все, более ничего говорить про IS DOS не буду...                
                                                                
 Ну все вроде, сказал что хотел, тут уж жду может кто и поспо-  
рит со мной, может согласится с чем?!                           
                                                                
                                                      ALEX      
                                                    10.01.97    



Другие статьи номера:

Игры - новелла к игре "Приключения Винни Пуха".

Игры - новелла по игре "Диззи в России".

Игры - Диззи с Бодуна - соЦиальная мини-новелла.

Игры - Экспертная проработка игры 'GREАТ ESСАPE'.

Игры - новелла: покушение на LАSER SQUАD...

Игры - новелла по игре "Звездное Наследие".

Игры - новелла по игре "48 Утюгов" - Часть 1.

Игры - новелла по игре "48 Утюгов" - Часть 2.

Новеллы - рецензия на новеллы от AK-47.

Обзор - Ассемблеры, которые мы НЕ выбираем.

Наезд - Speccy VS PC: ответ на наезд одного тупого Юзера.

Прессконференция - интевью Alex'a - автора газеты Hacker с самим собой.

Big Brain - преравания на спектруме - Как включить IМ2.

Big Brain - Десятично-шестнадцатеpичное пpеобpазование.

Дискуссия - Какая платформа лучше?! Pentagon или Scorpion?

Дискуссия - Хакать игры плохо, а конвертить и портировать игры Хорошо?

Железо - о распайке SCART разъема для ZX Spectrum.

Железо - Подключение СD Pомки к SPEССY!!!

Скандал - редакция Alex на попадание в "уголок ламера" в ZX format 5.

News - новинки: ZX Forman 5, Spectrofon 21, Faultless 4.

Системки - обзор программы Viеw Sсrееn Vеrsiоn 3.0.

Программирование - Бегущая строка увеличивающаяся по вертикали. Программа для вставки музыки в Basic.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
События - Chaos Constructions 2000. Отчёт.
Система - полная дисковая версия программы для создания адвентюрных игр: Graphic Adventure Creator (GAC).
Обратная связь - контакты редакции.
Рабочий стол - Как работать с программами: Melon Terminal.
Прибамбас v1.2 - Схема для того , чтобы VICOMM мог реагировать на звонок и снимать трубку.

В этот день...   24 апреля