Deja Vu #0A
30 сентября 2000
  Железо  

Доска почета - Точка зрения: системная Шина ZX Spectrum.

<b>Доска почета</b> - Точка зрения: системная Шина ZX Spectrum.
__________________________________________

(C) Овсянников Андрей
__________________________________________


       Уважаемый VTS'99.

   Прежде всего, мне хотелось  бы поблаго-
дарить Вас за то, что Вы не  сочли за труд
           изложить свое видение  ситуации
           по   данному  вопросу.  Однако,
           здравствуйте... Очень интересно
           было  читать  Ваш  RE: на  свою
           статью. В целом,Ваше мнение мне
           близко и понятно,хотя ряд поло-
           жений мне кажется спорным и да-
же весьма.
   Начнем с шины. Согласен с вами, что ши-
на есть уже на многих машинах. И почти  во
всем она унифицирована. Но  что  делать  с
этим "почти"?  Я имею ввиду то, что ориги-
нальный разъем "Sinclair ZX-Spectrum"  со-
держал, кроме всего прочего, и цветоразно-
стные  сигналы, а так же сигнал яркости. И
что  же  мы  видим  здесь  у "Скорпиона" и
"KAY'я"? А  у "Profi"? Далее, у "Profi" на
системный разъем выведены сигналы левого и
правого каналов, турбины, и поэтому распо-
ложение выводов "совместимого поля" оказы-
вается "слегка сдвинутым". И, как  следст-
вие  данных, - "почти",  для  подклчючения
"чужой" периферии приходится делать  пере-
ходники и разного  рода "согласующие  уст-
ройства". Но  ведь шина предназначена  как
раз для того, чтобы проблем такого рода не
стояло. А куда деть дополнительные  адреса
на машинах с памятью  более 48KB, дополни-
тельные  сигналы, скажем,  для "DMA  Sound
Card"? Вот тут-то  и  встает ( всплывает )
проблема паяльника и скальпеля...
   Одно из решений подсказывает РС.
   Вспомните,чем отличается ISA-16 от ISA-
-8? Да, естественно, наличием дополнитель-
ного слота. При этом,основной слот у обоих
один в один, и любая карта ISA-8 будет ра-
ботать хоть там, хоть там. Отсюда напраши-
вается  совсем  "неочевидный" вывод: - все
дополнительные сигналы, как бы целесобраз-
ны и  эквивалентны  основным  они не каза-
лись,  нужно  выводить  на  дополнительный
слот. Тем более, что в последнее время по-
явилась  тенденция  к увеличению адресного
пространства, введению многоуровневой сис-
темы прерываний и т.д.А чтобы какой-нибудь
"очумелец" не вставил туда  чего-нибудь ну
уж "совсем не родного", можно  просто уве-
личить расстояние до дополнительного  сло-
та. Некоторое  количество  контактов можно
оставить пустыми для возможных  доделок  и
модификаций.
   Теперь рискну  коснуться  темы "каждого
квадратного  сантиметра  печатной  платы".
Как   говорил   покойный  Джон   Леннон: -
"Imagin'...". Представим  себе matherboard
с пятью - шестью слотами, подобными  выше-
описанным. Для полноты картины добавим еще
пару технологических (другого конструктив-
ного исполнения), два - четыре  слота  под
SIMM'ы, IDE - интерфейс, интерфейсы клави-
атуры, джойстиков, кемпстон-мыши, магнито-
фона. И  все. Ну, можно  добавить  малость
рассыпухи.
   При  внимательном  рассмотрении   схемы
можно  всгда  выделить  модули процессора,
узла  собственно  ОЗУ, схему TV - вывода и
т.д. Если  эти узлы  исполнить  в виде от-
дельных  карт с  той или иной степенью ин-
теграции (скажем, в процессорную карту до-
бавить ПЗУ, порты управления памятью, AY),
то проблем с апгрейдом станет куда  меньше
- карты меняются, "мамка" остается, и  за-
мена, скажем, Z80 на Z180 ( 280, 380, 604,
21364 ;-)) сводится к замене карты, но ни-
как не всего комплекса (засуньте себе свой
тормоз в ... ( это не в обиду, эти мессаги
постоянно вылезают то там, то сям(:-) ))).
Причем, на первых порах в качестве процес-
сорного модуля может выступить и  ваш ста-
ренький (и не совсем) _кого-вы-сейчас-юза-
ете_.
   Почему "ZX-BUS"? Не у всех  пользовате-
лей стоят мощные процессоры, не  все поль-
зуют KAY и буферизация ( грамотная ) в об-
щем случае необходима.
   Теперь  несколько  слов  о  пресловутой
шестнадцатиразрядности.

   Обычно:

        ┌─────┐        ▐
MD0 ─▐──┤  И  ├────D0──▐
MD1 ─▐──┤  Р  ├────D1──▐
MD2 ─▐──┤  2  ├────D2──▐
MD3 ─▐──┤  3  ├────D3──▐
MD4 ─▐──┤     ├────D4──▐
MD5 ─▐──┤     ├────D5──▐
MD6 ─▐──┤     ├────D6──▐
MD7 ─▐──┤     ├────D7──▐
     ▐  │     │        ▐
     ▐ ─┤C    │
     ▐ ─┤OE   │
MD0'─▐  └─────┘
MD1'─▐  Здесь сходятся сигналы с обоих
MD2'─▐  линеек ОЗУ и с этой же шины
MD3'─▐  данные идут на TV-схемы.
MD4'─▐  При этом линейки ОЗУ могут
MD5'─▐  работать только поочередно.
MD6'─▐
MD7'─▐


   А это то, что я предлагаю:


        ┌─────┐        ▐
MD0 ─▐──┤  И  ├────D0──▐
MD1 ─▐──┤  Р  ├────D1──▐
MD2 ─▐──┤  2  ├────D2──▐
MD3 ─▐──┤  3  ├────D3──▐
MD4 ─▐──┤     ├────D4──▐
MD5 ─▐──┤     ├────D5──▐
MD6 ─▐──┤     ├────D6──▐
MD7 ─▐──┤     ├────D7──▐
     ▐  │     │        ▐
     ▐ ─┤C    │        ▐
     ▐ ─┤OE   │        ▐
     ▐  └─────┘        ▐
     ▐                 ▐
     ▐  ┌─────┐        ▐
MD0'─▐──┤  И  ├────D0──▐
MD1'─▐──┤  Р  ├────D1──▐
MD2'─▐──┤  2  ├────D2──▐
MD3'─▐──┤  3  ├────D3──▐
MD4'─▐──┤     ├────D4──▐
MD5'─▐──┤     ├────D5──▐
MD6'─▐──┤     ├────D6──▐
MD7'─▐──┤     ├────D7──▐
     ▐  │     │        ▐
     ▐ ─┤C    │        ▐
     ▐ ─┤OE   │        ▐
     ▐  └─────┘        ▐
     ▐─MD0             ▐
     ▐  .
     ▐  .     Эти сигналы идут тоже
     ▐─MD7    к TV-схемам, но теперь
     ▐─MD0'   они могут идти ОДНОВРЕМЕННО
     ▐  .     при соответствующх
     ▐  .     изменениях в формрователях
     ▐─MD7'   сигналов CAS и WE.
              Сигнал С для обоих регист-
              ров может быть общим, а
              ОЕ должен быть раздельным,
              ибо CPU не может читать
              "во весь фронт".

   Вы спрашивали, куда девать дополнитель-
ные разряды шины данных? При таком раскла-
де я их не вижу,процессор тоже (не видит).
Вы говорите об "извратах"  в  кодинге. Что
же, когда появился триколор, это  казалось
фантастикой,теперь же я (и не я один толь-
ко) больше 15 минут смотреть его не могу -
очень сильно устают глаза. Дело в том, что
за 20 mS можно прорисовать только один эк-
ран (за это время  он только отобразится),
за 40 - 2 (это предел того, что глаз пере-
стает замечать  смену  кадров, замечать-то
замечает, но мозг этого  не  осознает), за
60 - 3 и это никаким кодингом не перепрыг-
нешь - так работает  традиционная ULA. Мое
же решение позволяет выдать схемам дисплея
сразу  два  байта ( четыре - если обратить
внимание на атрибуты), т.е. сделать две(4)
цветовых плоскости за  те  же  20 mS. (Это
одно из возможных применений  данной муль-
ки).
   О микропрограммных автоматах. Да, обыч-
но в них  используются  РЕ'шки  и  РТ'шки,
иногда  РФ'ки, хотя  кто мешает применять,
скажем, 555РУ2, for example? Загрузить ту-
да что надо, поменять когда надо? С другой
стороны, если у Вас где-то накрылась КП11,
Вы ее просто высадите и выбросите, так по-
чему же не поступить так же с паленой  РТ'
шкой? Просто вместе со схемой нужно давать
прошивки, если, конечно, дело это не архи-
секретное.
   "Комп резать нельзя!" Обоими руками за,
но, дорогой мой оппонент, попробуй угадай,
откуда у меня тогда  появился  мегабайтный
Пентагон с портом #7FFD на чтение, под TR-
-DOS 6.05E, и каким образом он будет  про-
турбирован весь, каким образом я достучусь
до пустой страницы ПЗУ (там  будет  NeOS),
повешу кэш, задействую бордюр  и  обратный
ход для Digital Sound и видео  с  четырьмя
(пока) цветами на пиксель, 64 экрана,и все
это без паяльника  и  скальпеля? А  насчет
Локки если сказать, то я думаю, что  и  ты
бы не отказался. Просто у них, у  буржуев,
можно все, у нас - буржуев можно  только в
Москве и Питере, а все  остальные  мы - не
буржуи, и, значит, не видать нам видеопро-
цессора, как своих ушей, вот и  приходится
изголяться.
   В  заключении прошу меня простить, если
кого обидел или задел - в мыслях  не было,
так же за отсутствие сносок и копирайтов -
перелопачена такая гора матералов, что сей
список занял бы еще пару - тройку  объемов
эквивалентных данному опусу. За сим проща-
юсь, но  думаю,  что  ненадолго. Пишите  в
"DEVA VU" или лично мне по адресу:

     347340 РОСТОВСКАЯ ОБЛ.
         г. ВОЛГОДОНСК,
  ул. ЛЕНИНГРАДСКАЯ 15 кв. 39
  ОВСЯННИКОВУ АНДРЕЮ ПЕТРОВИЧУ
------------------------------------------



Другие статьи номера:

Аперитивчик - управление оболочкой журнала.

Аперитивчик - вступление: много раз ставился вопрос о прекращении выпуска пос ледующих номеров Deja VU...

Тема - Новый ZX Spectrum: рассуждения на тему Спектрума нового поколения.

Тема - Бесплатный сыр: что такое shareware программы и как на них заработать.

Тема - Кибер война: о том как Русские Хакеры похищают военные секpеты США.

Тема - Russian ZX: история создания Российского спектрума.

Тема - Теория журналостроения - часть №2. Как самому сделать журнал.

Капля припоя - Схема #1FFD ON/OFF для SCORPION ZS 256 на основе схемы опубликованной в ZX Format.

Капля припоя - схема 128 цветов на ZX Spectrum'е.

Капля припоя - схема Чтение порта #7FFD на ZS Scorpion.

Капля припоя - схема ZS Scorpion 1024.

Капля припоя - как взламывать Телефонные карточки.

Капля припоя - схема цифрового индиктора треков для Дисковода.

Капля припоя - подключение HD дисковода к ZX Spectrum.

Капля припоя - схема индикации записи и чтения на дисковод.

Капля припоя - О проблеме в прошивке расширенной клавиатуры (в "таганрогской" схеме) в IS-DOS.

Капля припоя - схема Kempston Mouse Interface (v2.1) на БИС KP580BB55A!

Капля припоя - Юстировка головки дисковода FDD 3,5".

Software - обзор новых игра для Спектрума: 8-й отдел, Xor 2000, Цезарь, Пасьянс "Пирамида", Aliens.

Software - обзор новых игра для Спектрума: Tower Pod и текстовая адвентюра Кащеева Цепь.

Software - описания редактора звуков CYBERAX Sound Editor v1.0.

Программирование - процедура печати сообщений в нижних строках экрана.

Программирование - процедура определения наличия диска в дисководе.

Программирование - решение проблемы 2000 года в IS-DOS.

Программирование - Доработка GLOBAL COMMANDER'а.

Программирование - Загрузчик для рабочей дискеты.

Программирование - быстрая процедура печати спрайтов через стек от WoodlandStudio.

Программирование - некоторые вопросы создания файловых оболочек на SPECCY и обзор SPECTRUM'овских DOS'в.

Программирование - BOOT изнутри №2 потенциальные глюки и недостатки...

Программирование - об архивировании - алгоритмы, производящие сжатие без потерь.

Программирование - Качесвенная процедура конверсия ZX картинки в ASCII.

Программирование - "цветные" точки и линии, градиентная заливка, конверсия в 256 цветов.

Another World - новости из мира PC.

Доска почета - Антология компьютерных журналов для ZX Spectrum.

Доска почета - Точка зрения: системная Шина ZX Spectrum.

Доска почета - печальная история жизни Владимирской группы REMEDY, так и не выпустившей Героев на спектруме.

Доска почета - о различных находках и разгаданных секретах нашего любимого и непревзойденного компьютера ZX Spectrum.

Доска почета - Почта №1: открытое письмо Дмитрия Кленова об информационном голоде на ZX Spectrum.

Доска почета - Почта №2: критика от Blade/Triumph.

Семь и 1/2 - посмеемся: Анекдоты пpо ламеpов и юзеpов, а также pеальные звонки в слyжбy тех. поддеpжки.

Семь и 1/2 - посмеемся: Анекдоты пpо ламеpов и юзеpов, а также pеальные звонки в слyжбy тех. поддеpжки №2.

Семь и 1/2 - Винни Пух 2.

Семь и 1/2 - Компьютеры в кино... 25 характерных особенностей компьютеров, показываемых в голливудских кинофильмах.

Пробы пера - Великая летопись кунгов - новелла по игре Черный Ворон.

Пробы пера - рассказ "разбуженная магия".

Пробы пера - Рассказик о SPECCY...

Пробы пера - рассказ "Эликсир Зверя".

Пробы пера - Поэзия.

Реклама - куплю/продам ZX Spectrum/Спектрум.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Интервью - подробная история группы Triumph.
Проходилка - пятая часть описания "УТЮГОВ".
График - график работы BBS.
Birthday - поздравления спектрумистов с днями рождения.
Юмор - АНЕКДОТЫ ПРО ШТИРЛИЦА.

В этот день...   19 апреля