|
ACNews
#34
29 сентября 2004 |
|
Мысли - Православная цензура? Читателям СЭС словаря поворачивают вектор восприятия.

▄ ▄ ▄ ▄ ▄▄▄▄ ▄▄▄▄ ▄ ▄
░▄■ ▓▀▄▀▓ ▓▄▄ ▓ ▓ ▒ ▓ ▓ ▄▀▓ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄░ ■▄
▀■▄ ░ ▒ ░▄▒ ░ ▒▄▄▄ ▄▀ ░ ▒▀ ░ ▄■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░ ■▀░
Православная цензура?
СЭС - это энциклопедическое издание, которым пользуются без про-
верки. СЭС - это однотомное издание, статьи которого тщательно
отобраны и вымерены. Известно несколько послереформенных изданий
СЭС (БЭС, МЭС и др.), отличающиеся объемом и годом редакции. Я
постоянно пользуюсь OCR Палека, сделанным с одного из изданий. В
редакции Палека добавлен ряд развернутых статей из БСЭ и тексты
законодательным актов. Законодательные акты я убрал. Назовём
этот вариант условно - "СТС".
По совершенно безобидным книжкам "Первоисточники по истории ран-
него христианства" и "Античные критики христианства" А. Б. Рано-
вича (1885-1948) я случайно обнаружил, что редакция нашего люби-
мого словаря находится под влиянием... Русской Православной Цер-
кви!
В СТС названо Макариев: 3 монаха, 1 партиарх, 1 митрополит и 4
мученика. В число этих величайших деятелей почему-то не по-
пал Макарий Магнет (конец IV в.), передавший в своей книге
"Apokritikos" крупнейшие антихристианские цитаты из неоплатоника
Порфирия.
В СТС названо Аполлониев: 2 мученика (в СЭС 1984 г.их не было)
и 2 скульптора. Аполлоний Тианский - популярнейший лжепророк I
в. - не указан. (Вы еще можете найти его следы в статье СТС
"Неопифагореизм" и в "Молоте ведьм" Шпренгера и Инститориса. )
Нет даже известных еврейских пророков I в. - Февда и Иуды Гали-
лейского (всего в словаре 4 Иуды). Об этих лицах можно почитать
в "Галерее святых" П. Гольбаха, в новозаветных "Деяниях апосто-
лов" и у М. Абрамовича в книге "Иисус, еврей из Галилеи". Еще в
Палестине I в. этим ремеслом прославились (следуя Абрамовичу )
Шимон раб Ирода и пастух Атронг. Понимаете, почему их нет в сло-
варе? А пророк II в. Бар Кохба (Шимон Сын Звезды) назван всего
лишь "вождем антиримского восстания".
В СТС ровно один Корнут - священномученик (в СЭС 1984 г. не было
и его). Корнута, стоика I в., там нет. Этот философ прославился
аллегорическим толкованием греческого учения о богах.
В СТС названо Феодоров: 10(!) мучеников, епископ и настоятель,
скульптор, 2 писателя, боярин и князь (оба православные святые).
Древнегреческий философ-атеист Феодор из Кирены (IV в. до н.э.)
не указан. В СЭС 1984 г. было всего 3 Феодора: 2 писателя и один
христианский деятель.То есть статьи добавлены непропорционально,
вы не находите?
В СТС ровно один Цельс (автор энциклопедического труда "Искус-
ства" ). Антихристианского писателя Цельса (конец II в.; до нас
он дошел в передаче Оригена ) там нет. (Можете найти его имя у
И.А.Крывелева, З.Косидовского и П.Гольбаха - то есть это дейст-
вительно ИЗВЕСТНЫЙ антихристианский писатель.)
Теперь поглядим, какими выражениями описан в энциклопедии импе-
ратор Юлиан:
ЮЛИАН ОТСТУПНИК (Julianus Apostata) (331-363), римский император
с 361. Получил христианское воспитание; став императором,объявил
себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе
неоплатонизма; издал эдикты против христиан. От христианской
церкви получил прозвище Отступник.
Это опровергает А.Б.Ранович:
"Получив власть, Юлиан не открыл гонений против христиан, как
это делали его христианские предшественники и преемники по
отношению к "язычникам". Христианская церковь была тогда уже
слишком сильна. Он провозгласил свободу вероисповедания;
единственный его враждебный христианам акт - запрещение христиа-
нам преподавать светские науки. Но это запрещение было изложено
в весьма умеренных выражениях: "Преподаватели школьные должны
превосходить других, во-первых, своим поведением, во-вторых -
красноречием. Поэтому, поскольку я не могу быть лично в каждом
городе, я приказываю,чтобы всякий желающий отдаться преподаванию
не попадал на это дело без разбору и внезапно, но чтобы он полу-
чил одобрение властей и декрет куриалов, изданный в согласии
с лучшими гражданами; этот декрет будет потом представлен на
рассмотрение мне для того, чтобы (преподаватель) приступил к
занятиям в городе, облеченный высшим почетным титулом на основа-
нии нашего заключения". Конечно, Юлиан имел в виду просто не
утверждать учителей-христиан и откровенно мотивировал это в
одном из своих циркуляров тем, что преподаватель должен быть
честен,а не двуличен; и поэтому христианин не может быть допущен
к преподаванию Гомера и других классиков, которых он считает
сынами сатаны. Но император вместе с тем не возражает, чтобы
христиане в своих церквах преподавали своим единоверцам догматы
христианской веры и занимались "толкованием Матфея и Луки"".
Всего в энциклопедию внесено, как удалось подсчитать, 910 статей
о мучениках или группах мучеников. Туда же вливаются статьи о
254 епископах, архиепископах, митрополитах, архимандритах или
патриархах, где эта деятельность названа основной. Плюс 75 про-
фессиональных монахов,отшельников и пустынников. (Для сравнения:
упомянуто 90 римских пап и антипап из 303 существовавших. Като-
ликосов же в словаре только 8.) А общее количество статей в сло-
варе всего 75277.
Что это значит? То, что читателям словаря поворачивают вектор
восприятия. Понемножку. Сначала, видимо,были сглажены выражения,
которыми описывались православные деятели. (Можно было оправдать
- поликорректность.) Тогда же убраны карточки с антихристиански-
ми писателями (это незаметно без особой проверки). В наши дни
добавлены мученики и чудотворцы, во времена СССР они бы не смот-
релись. Что будет дальше? Не знаю...
А.Кодер
Другие статьи номера:
News - Ldir снимает с аукциона свой Pentagon. Не успело пройти года со дня смерти Dr. Envelope. |
Scene - О голосовании за AY Music. |
Мысли - Православная цензура? Читателям СЭС словаря поворачивают вектор восприятия. |
Contacts - Список Заслуженных Пользователей AC Edit. |
Похожие статьи:
В этот день... 7 декабря